Я не имею технического образования, не считаю себя меломаном
и не работаю продавцом аппаратуры.

Поэтому все написанное далее – всего лишь мое личное мнение.

Предположим Вы решили собрать себе аудиосистему. Конечно же, консультант в магазине много чего интересного Вам расскажет, но если опыта в этой области у вас не много то думаю Вам будет невредно обладать каким-то минимумом знаний, о чем я сейчас и напишу.

аудиосистема

Состоит она из 4-х компонентов: источник звука -> усилитель -> провода -> колонки.

В качестве источника звука обычно используется CD/DVD проигрыватель, но может быть и винил и радио. Понятно что хорошо звучать вся система будет только если источник звука выдает хорошее качество. Но тем не менее источник звука – не главное. Дело в том что если источник не совсем дешевый то на выходе он дает вполне приемлемое качество для домашней системы.

Намного важнее усилитель. В хорошем варианте их должно быть два: предварительный и окончательный. Предварительный может содержать в себе эквалайзер, может сводить звук из разных источников.

Окончательный – это коробка с одной ручкой «громкость» и все :)

Но раздельно покупать усилители – это удовольствие недешевое, поэтому для скромной системы можно обойтись одним интегральным усилителем, которые содержит в себе и предварительный и окончательный контур.

У усилителя есть 3 важные характеристики: мощность, частотный диапазон и уровень искажения (соотношение сигнал/шум).

Мощность.

Это довольно запутанная характеристика. Есть мощность номинальная и есть мощность пиковая, и при этом производители не торопятся сообщать покупателю какую именно мощность они имеют ввиду.

Номинальная – это та на которой усилитель может работать долго с искажением менее 5% (т.е. с не очень хорошим качеством).

Пиковая – это грубо говоря та мощность при которой усилитель сгорает.

Разумеется пиковая мощность намного больше чем номинальная. И отсюда путаница: усилитель с на 600 Ватт (пиковых) может быть менее мощным чем усилитель на 150 Ватт (номинальных).

Бывает еще указывается потребляемая мощность (т.е. сколько усилитель берет из электросети), но это совсем уж загадочная характеристика.

Но в любом случае действует правило: чем усилитель мощнее тем лучше.

И не обязательно включать его на полную мощность. Даже более того: очень нежелательно включать его на полную мощность т.к. могут не выдержать и барабанные перепонки и диффузоры акустики.

Но.

Но чем мощнее усилитель – тем меньше он искажает звук на небольшой мощности, т.е. на той громкости на которой слушать музыку комфортно.

Частотный диапазон.

Тут все попроще. Человеческое ухо слышит диапазон частот где-то от 18 до 16 000 Гц. Ну может быть 16 -18 000 (люди разные и слышат тоже по разному), но в целом где-то в этих границах.

Поэтому не слишком хороший усилитель усиливает сигнал в диапазоне 10 - 20 000 Гц.

Так вот – это посредственная частотка.

Хороший показатель – это 6 – 40 000 Гц, или даже 5 – 50 000.

Тут дело вот в чем: человек воспринимает звуки не только ухом. Низкие частоты в диапазоне 4 - 10 Гц человек воспринимает грудной клеткой. С высокими частотами принцип тот же что и с мощностями: если усилитель может воспроизвести 50000 Гц то 20 000 Гц он воспроизведет без искажений.

Сигнал/шум.

Меряется он в децибелах. Чем больше циферка тем лучше.

85 – это так себе. Больше 90 – нормально, больше 100 – отлично.

Количество каналов

Музыка записывается в стерео. Поэтому каналов у усилителя должно быть 3: левый, правый и низкие частоты (для сабвуфера).

Формат звука 5.1 или 7.1 – это актуально для домашних кинотеатров. Для музыки это неактуально. Т.е. или будут работать только 3 канала (вернее 2.1) а остальные простаивать, или придется включать цифровую обработку звука (которая разведет звук на оставшиеся 3 канала). И такая обработка качества звуку не добавит.

На усилителе вы еще можете встретить пометку «работает по мостовой схеме» - это значит что усилитель достаточно хорош для того чтобы качественно работать с сабвуфером. Если точнее – то это говорит о том что он по хитрому работает с каналами на высоких мощностях, но фактически этот режим используется только для саба.
Достаточно знать что вот «мост» - это хорошо.

Акустика.

Акустику стоит подбирать исходя из того каким усилителем вы обзавелись. В принципе показатели у нее не должны слишком отличаться от показателей усилителя, с учетом того что усилитель делит свою мощность на каналы и соответственно на каждую колонку приходит мощности меньше. Но в целом это менее важно чем показатели усилителя. Гораздо важнее материал из которого сделана акустическая система и ее форма.

Размер колонки – это диаметр диффузора = как хорошо она будет проигрывать низкие частоты. Именно поэтому сабвуфер должен быть большим. Кроме того желательно чтобы в нем был т.н. «фазоинвентор». Об этом лучше почитать в википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/Акустическая_система.

Материал для корпуса – это фанера, причем форма коробки для динамика – это целое искусство. Там всякие резонансы, отражения… даже специалисту сложно все это просчитать, форма играет большое значение.

Так что дешевой нормальная акустическая система быть не может.

Иногда еще в описании акустики встречается слово «импеданс». Значит оно величину динамического сопротивления и меряется в Омах. (Поскольку в акустике есть такие штуки как катушка индуктивности то обычное сопротивление в них померять нельзя – вот и говорят «импеданс»).

Эта величина должна соответствовать параметрам усилителя: если импеданс акустики будет меньше чем показатель усилителя – что-то у вас выйдет из строя (скорее все сгорит усилитель), если же импеданс будет выше чем надо – колонка будет тише играть.

Наушники

Еще можно слушать музыку в наушниках. Можно сказать что это неплохой вариант если у вас закрытые наушники (т.е. большие и плотно облегающие ухо); но если вы выбрали «бананы» (они же «капельки») – то низких частот там не будет. Да и выпускают высококачественные наушники только вида «закрытые». Даже «косы» отличного качества звука не дают. Впрочем, тут есть особенности, о которых более подробно сказано тут: «о слухе».

Обобщенно

Если бы я собирал акустическую систему прямо сейчас то я бы рассчитывал где-то 400 долларов на усилитель, по 300 на источник звука и акустику, ну и сколько останется на провода. Или больше.

За меньшие деньги я бы предпочел купить музыкальный центр в сборе или же толковый домашний кинотеатр. Была у меня когда-то такая система, которая выдавала вполне приличный звук: практически на уровне недорогого муз. центра Yamaha.

Но у нее были фанерные колонки, большой сабвуфер, и громадные радиаторы охлаждения на задней панели (т.е. та система имела вменяемый усилитель). Ну и по цене она была не самая дешевая. Но в принципе можно пойти и по такому пути.

Но рядовой домашний кинотеатр с пластмассовой акустической системой – это не вариант. Да и не поместится усилитель в коробочку толщиной 5 см.

Так что все таки лучше собрать аудиосистему или купить муз. центр.

, не совсем музыка ,